Новости
Температура кипения

Температура кипения

2013-09-09

В начале лета министр финансов РФ А. Силуанов заявил, что в российской экономике наблюдается «перегрев», который касается в первую очередь рынка труда. И вот уже несколько месяцев об этом говорят на своих конференциях HR-менеджеры: по их мнению, сотрудники получают неоправданно большие зарплаты, а наниматели вынуждены соглашаться на их условия. Кого и почему не хватает современному рынку труда? И не является ли нехватка сотрудников фантазией самих работодателей?

Градусник для рынка

Прежде всего, что такое «перегрев» и в чем измеряется «температура» рынка? В экономике «перегревом» называется ситуация, когда экономический рост принимает неконтролируемый характер, что приводит к быстрому исчерпанию ресурсов роста и, как следствие, к спаду. Министр финансов в качестве главного фактора «перегрева» отметил «низкую безработицу» — цитирует Силуанова ИА «Росбалт». Означает ли это, что в применении к рынку труда термин «перегрев» обозначает чрезмерный рост количества рабочих мест?

«"Перегрев" рынка труда заключается в том, что вакансий больше, чем соискателей, готовых их занять», — поясняет Екатерина Крупина, генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов (КАУС). «Говоря о "перегреве" рынка труда, обычно мы подразумеваем ситуацию, когда спрос и предложение на рынке не находятся в равновесии: то есть когда спрос на определенных специалистов значительно превышает предложение», — говорит Евгения Ланичкина, старший менеджер рекрутинговой компании Antal Russia.

После кризиса 1998 года потребность российских компаний в сотрудниках нарастала. Так, в 2005 году, по данным Института экономической политики, 54,2% компаний жаловались на недостаток квалифицированных рабочих, 19,3% — на нехватку специалистов, и 12,5% — на дефицит неквалифицированных рабочих.

Во время кризиса 2008 года работодатели начали совершенно по-другому оценивать численность своего штата: многие стали считать ее избыточной, особенно это касалось численности специалистов. Так, по данным того же исследования ИЭП, 12,5% компаний заявили, что были бы не против сократить количество специалистов (в 2005 году таких было лишь 7,7%), а 14,8% — что у них слишком много неквалифицированных рабочих (в 2005 — 13%).

Многие компании провели массовые сокращения, а интерес к набору новых сотрудников, напротив, охладел. Но, начиная с 2011 года, разговоры о дефиците кадров (в особенности «талантов») вновь зазвучали на HR-конференциях и в статьях на HR-тематику. Одним из главных действующих лиц рынка неожиданно оказался демографический кризис начала 1990-х годов: сотрудников просто стало меньше.

«Экономика реагирует на демографическую ситуацию: российское население в трудоспособном возрасте "сжимается" в среднем на 1 млн человек в год, и эта тенденция продолжится в ближайшее десятилетие», — подтверждает Ирина Денисова, профессор, ведущий экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы.

С другой точки зрения на проблему «перегрева» смотрит Анастасия Овчаренко, старший консультант департамента «Executive Search & Management Selection для рынка ИТ и Телекоммуникации», «Агентство Контакт». «"Температура" рынка измеряется в деньгах или, если быть более точным, разницей между реальными компетенциями сотрудника и той компенсацией, которая ему предлагается на рынке труда», — утверждает она. Такого же мнения придерживается Евгения Дельнова, территориальный менеджер Kelly Services Kelly IT Resources. «Эта тенденция во всем мире называется wage inflation или инфляционный рост заработных плат. По сути, "перегревом" называют рост заработных плат вне зависимости от роста квалификации сотрудников», — уточняет эксперт. «"Перегрев" на рынке труда — это рост доходов сотрудников быстрее роста их опыта и квалификации, что обычно связано с дефицитом такого типа работников», — подводит итог Татьяна Кузнецова, управляющий партнер компании KTPartners.

Такая ситуация наблюдалась и до кризиса. К примеру, по данным Росстата, в 2005 году реальная зарплата (заработная плата с учетом инфляции, то есть количество товаров и услуг, которые можно приобрести за начисленную зарплату с учетом изменения потребительских цен) выросла по сравнению с 2004 на 12,6%. Кризис научил работодателей экономии: в большей части компаний снизились зарплаты (реальная заработная плата в 2009 году упала на 3,5%).

Но, как отмечает Ирина Денисова, на протяжении последних лет средняя заработная плата в реальном выражении вновь растет. «Так, по данным Росстата, средний рост реальной зарплаты за 2012 год составил 8,4%, а за первое полугодие 2013 года — 5,5%», — констатирует эксперт.

Итак, «перегревом» мы можем назвать такое состояние рынка труда, при котором:

1) соискателей на рынке труда меньше, чем необходимо работодателям, то есть наблюдается дефицит сотрудников;

2) работодатели вынуждены постоянно повышать зарплаты, чтобы сделать свои вакансии более привлекательными и нанять хоть кого-нибудь;

3) профессиональные компетенции не соответствуют растущим зарплатам: сотрудники получают больше, чем на самом деле зарабатывают.

Теперь рассмотрим вместе с экспертами каждую из проблем «перегрева» подробнее. Начнем с самого начала, то есть с дефицита сотрудников.

Три корня дефицита

На вопрос удивленного читателя, который не может найти нормальную работу и которого не коснулись упомянутые выше прелести «перегрева» («Я москвичка и не могу никуда устроиться с богатым опытом и хорошим образованием, даже при таком огромном рынке вакансий! Не нужны никому хорошие специалисты и хорошие порядочные люди!», — жаловалась одна из наших читательниц), есть ответ: дефицит сотрудников — явление сложное и неоднородное. Мы не будем вслед за многими деловыми СМИ транслировать панические настроения владельцев бизнеса, но попытаемся разобраться в проблеме беспристрастно.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что работодатели жалуются на нехватку сотрудников по трем причинам, причем одна из них — исключительно их вина. Какие же это причины?

→ Реальный дефицит высококлассных сотрудников редких специальностей.

→ Неэффективное использование человеческих ресурсов неконкурентоспособными компаниями.

→ Нехватка сотрудников в отдельных динамично развивающихся сферах бизнеса.

О первой причине лучше всех знают наши эксперты — представители рекрутинговых агентств. Вторую выделяет в своих научных публикациях профессор Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ. О третьей нам дают представление данные аналитического центра портала Rabota.ru, которые в целом совпадают с аналогичными показателями других сайтов.

Днем с огнем

С развитием бизнеса у крупных компаний появляется потребность в новых специалистах: тех, кто умеет то, что кроме него умеют считанные сотни, и кто обладает уникальными знаниями. «Поскольку наша компания специализируется на работе с услугами Executive Search и Management Selection, в нашей практике мы сталкиваемся с "перегревом" рынка именно редких узкоспециализированных специалистов. Что касается топ-менеджмента, то здесь эта тенденция может прослеживаться чаще в рядах директоров по продажам», — рассказывает Анастасия Овчаренко. То есть борьба за редких сотрудников ведется даже активнее, чем за управленцев. Кто же они — эти уникальные специалисты?

→ «Ответ на этот вопрос во многом зависит от сферы, — говорит Оксана Васильченко, менеджер по работе с клиентами Coleman Services. — В автомобильной сфере можно наблюдать "перегрев" в случае таких позиций, как Product Specialist или Product Manager. Кандидаты с годом опыта или двумя могу получать 100 000 руб., что уже выше границы, которую обычно предлагает работодатель на подобных должностях».

→ «Часто особым спросом пользуются работники с какой-то уникальной специализацией или опытом, — подтверждает наши выводы Татьяна Кузнецова. — Так, например, в 2007-2008 годах, в период массового выхода компаний на IPO (первая публичная продажа акций компании в связи с образованием открытого акционерного общества — прим. ред.), был высокий спрос на финансовых директоров с таким опытом. На рынке их было немного, а потребность в таких специалистах была высока, что приводило к бурному росту их доходов».

→ «Такая же история была со специалистами разного уровня по внедрению SAP», — продолжает эксперт. «В прошлом году "супер-перегретым" был рынок SAP-специалистов. Тогда их постоянно переманивали в новые проекты, и доходило до того, что специалист, не успевший довести до конца один проект, был привлечен другим работодателем, да еще и за большие деньги», — подтверждает Анастасия Овчаренко. Программное обеспечение SAP по карману достаточно малой части компаний, поэтому тем труднее получить необходимый опыт работы. К тому же, консультант по внедрению должен сочетать в себе навыки программиста, бизнес-аналитика и специалиста по работе с клиентами.

→ «В  этом году такая тенденция затронула уже и других узкопрофильных технических менеджеров, например, специалистов, приближенных к производству софта или проектам, связанным с архитектурными запросами», — продолжает эксперт «Агентства Контакт». Кстати, нехватка инженеров — отдельный тренд в рамках дефицита специалистов.

«Кстати, далеко не всегда узкопрофильные специалисты занимают диктующую позицию. К примеру, профессионалы в направлении Big Data (технология обработки огромных массивов данных с целью облегчить их восприятие пользователем — прим. ред.) пока что не в полной мере оценили эксклюзивность своих знаний и навыков, — подсказывает Анастасия Овчаренко. — Данное направление активно развивается, но рынок пока несильно "перегрет", хотя, по нашим прогнозам, уже через год зарплатные ожидания в этом сегменте значительно вырастут».

Выходит, для современного соискателя получение одной из этих специальностей — неплохое капиталовложение. Но стоит учесть, что «топовые» специальности сменяются другими. О профессиях, спрос на которые будет высоким в ближайшем будущем, можно прочитать здесь.

Работодатели — зомби

Разговоры эйчаров о «перегреве» спроса на сотрудников касаются не только редких профессионалов, но и массовых должностей. Но здесь-то, казалось бы, нет недостатка в желающих найти работу: напротив, у желающих трудоустроиться слишком часто возникают сложности. «Анализ объективной статистики позволяет говорить, скорее, о дефиците спроса», — говорится в статье Владимира Гимпельсона [Гимпельсон В. Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия // Экономическая социология. Т. 11. № 4. Сентябрь 2010].

Итак, парадокс: работодатели говорят о нехватке кадров, соискатели — о нехватке рабочих мест. Одни не могут найти сотрудников, другие — работу. Разрешить противоречие смогли только экономисты. Как и предполагалось, дефицит линейных сотрудников оказался мифом, а реальной проблемой — неспособность многих компаний эффективно распоряжаться своими ресурсами, в том числе человеческими.

Владимир Гимпельсон:

«Детальный эконометрический анализ эмпирических данных показал, что вдруг появившийся дефицит имел мало общего с недостатком предложения, а лежал преимущественно на стороне спроса на труд. Он во многом происходил из неконкурентоспособности и убыточности большого числа предприятий и был прямым следствием искусственного продления им жизни, и его истинные причины объяснялись слабостью действующих механизмов рыночной селекции. По сути, мы столкнулись, если воспользоваться образным выражением Б. Кузнецова, с "непохороненными мертвыми предприятиями". Неэффективные предприятия, которые платили заниженную заработную плату, оказывались основными и наиболее громкими пропагандистами тезиса о дефиците.

Именно из-за своей неконкурентоспособности такие предприятия и не были способны реагировать повышением заработной платы, продолжали терять рабочие места, а слабость механизмов расчистки рынка позволяла им сохранять видимость присутствия в экономике. Предприятия-аутсайдеры теряли рабочую силу, но никуда не исчезали, продолжая оставаться на плаву неопределенно долгое время. И именно они, находясь в кризисном или полукризисном состоянии, становились главными генераторами и трансляторами жалоб на нехватку (квалифицированной и не только) рабочей силы.

Экономический кризис 2008–2009 годов несколько сместил акценты, но не отменил сделанных ранее принципиальных выводов».

Гимпельсон В. Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия // Экономическая социология. Т. 11. № 4. Сентябрь 2010.

Иными словами, громче всех кричали о дефиците любых (не только квалифицированных) работников те организации, которые не могли предложить адекватную зарплату. Адекватную, заметим, не «завышенным зарплатным ожиданиям» (большинство безработных в этом смысле скромны), а уровню выживания.

На «перегреве» зарплат фактор компаний-неудачников, очевидно, не сказывается. Впрочем, о зарплатах поговорим в следующем материале.

Давайте будем торговать!

«Живые мертвецы»  встречаются как правило в сфере промышленности, причем чаще в регионах, чем в столице. У большинства современных компаний — свои проблемы с линейным персоналом. В чем они заключаются? Давайте посмотрим на диаграмму.

О чем говорят эти данные? В первую очередь о том, что вакансий не хватает во всех сферах, кроме торговли и ресторанного бизнеса, а в сфере автотранспорта показатели примерно равны. Статистика  Rabota.ru подтверждается заявлением Владимира  Гимпельсона о том, что единственными сферами, в которых создание рабочих мест преобладает над ликвидацией, являются торговля, финансы и госуправление, при этом больше всего вакансий открывалось в сферах торговли и строительства [Гимпельсон В., Капелюшников Р., Рыжикова З. Движение рабочих мест в российской экономике: в поисках созидательного разрушения. М., 2012].

Иными словами, с развитием индустрии гостеприимства, открытием все новых гипермаркетов и возрастающими масштабами строительства в таких сферах, как торговля, строительство и ресторанный бизнес, постоянно требуются новые сотрудники. Но соискателей, готовых стать менеджерами по продажам, операторами call-центров и риелторами, хоть и много, но недостаточно. Многие предпочитают искать работу по тем специальностям, которыми овладели в учебном заведении.

Так, в динамично развивающихся сферах возникает реальный кадровый голод, утолить который компании берутся за счет переманивания соискателей из других сфер, и, прежде всего — неопытных, то есть студентов и выпускников. Именно для таких работодателей особенно актуальна тема HR-бренда.

Согласно статистике Rabota.ru, в последнее время ситуация в торговле, строительстве и ресторанах начинает исправляться. Возможно, благодаря активному привлечению молодежи брендом работодателя, но в первую очередь — за счет постоянного увеличения окладов. Именно росту зарплат и будет посвящен наш следующий материал.

Андрей Павлюченко