Аналитики Gartner говорят, что по результатам их исследований до 80%
инвестиций в социальные инструменты не оказывает положительного влияния
на прибыльность бизнеса из-за «неадекватных действий руководства и
излишнего акцента на технологиях». При этом многие компании заявляют,
что не наблюдают ожидаемого роста эффективности и производительности.Тот же Gartnter сообщает, что общая конъюнктура меняется в
сторону увеличения IT-расходов. В таком случае, не увидим ли мы, как
все новые и новые компании будут повторять ошибки своих
предшественников? Что они должны изменить в своих действиях, чтобы
получить максимальную отдачу от вложений в социальные технологии?
Оценка вложений вместо оценки отдачи
Если
мы можем быть в чем-либо твердо уверены, так это в том, что многие
компании не знают, как нужно внедрять новые социальные механизмы в
повседневную работу. Именно об этом свидетельствую данные отчета «Тренды Digital Workplace 2013» от NetStrategyJMC.
Только
трети опрошенных компаний удалось привести стратегию внедрения
социальных технологий в соответствие с корпоративными бизнес-целями.
Удачно инвестировавших в социальные инструменты больше всего волнует,
какой процент сотрудников в итоге взаимодействует друг с другом и
участвует в совместной работе. На самом деле, им бы стоило
интересоваться куда более важным показателем - качеством полученных
результатов. В исследовании NetStrategyJMC сложившийся тренд
характеризуется очень коротко и точно: "все измеряют вложения, а вовсе
не результаты".
Технологии не заменят культуру
Некоторые
компании устраивают себе «социальный ребрендинг», когда им
окончательно надоедает их неповоротливая и бюрократизированная система,
строгая иерархия и изолированность департаментов, когда они хотят
предоставить сотрудникам возможности для более простого и эффективного
взаимодействия.
Если сама структура компании становится
преградой для дальнейшего роста, это очень логичный шаг. Вот только не
выходит ли так, что интерес к социальным новшествам чаще бывает вызван
стремлением поглубже спрятать системные проблемы, а не заниматься их
решением? Если это правда, не пытаются ли компании использовать
социальные бизнес-стратегии в качестве «лейкопластыря», а не
полноценного лекарства?
Взять хотя бы совместную работу.
Хорошее дело - свести вместе команды, которые не могли обмениваться
знаниями в силу, скажем, географической удаленности. Однако добиться,
чтобы команды по-настоящему работали вместе - непросто, это требует
комплексной работы и достаточно больших затрат времени.
Одно
дело разобраться с технологической стороной вопроса. Совсем другое -
корпоративная культура. Ни одна технология не заменит корпоративную
культуру, поощряющую обмен знаниями. Сформировать ее сложно. Некоторые
компании могут быть элементарно не готовы к таким переменам.
Как
отмечает Брэд Палмер, CEO в Jostle Corporation, социальные сети,
помимо того что создают много шума, с которым сотрудникам компании
приходится как-то справляться, могут «вносить путаницу и дополнительные
сложности в принятие решений» и «провоцировать существенные изменения в
рабочих процессах».
Это очень важный момент. Изменение
существующих процессов принятия решений может привести к большей
свободе, а может вызвать подлинный хаос, если никто заранее не
позаботился о возможных последствиях. Люди способны очень быстро терять
интерес любой теме. Достаточно, чтобы совместная работа над вопросом
несколько затянулась или люди потеряли ощущение причастности к
проблеме, которую их попросили решить. Об этих ловушках стоит подумать
до начала реализации любой социальной стратегии.
Целевое использование инструментов
Как
компания должна подходить к использованию социальных инструментов?
Частично ответ заключается в очень четком понимании, какие
бизнес-проблемы требуют решения. Сотрудникам компании очень важно
знать, что конечный результат их работы полностью одобряется
руководством, а значит, не окажется ненужным и бесполезным.
Необходимо
также иметь в виду, что одинаковый подход к разным группам сотрудников
- не самый лучший и эффективный вариант. Как подчеркивает Киран Кьелли
из широко известной в сфере Socail Business компании Dachis Group, «на
команду менеджеров по продажам могут хорошо влиять финансовые
поощрения, а для команды разработчиков программного обеспечения может
быть важнее признание и многократное использование выпущенных ими
решений».
У разных групп сотрудников разная мотивация.
Разобравшись в данном вопросе, вы добьетесь более активной работы от
членов каждой группы и поймете, какие типы инструментов следует вообще
перестать использовать для достижения максимального эффекта.
Многим
компаниям очень полезно понять, стоят ли вкладываемых усилий проблемы,
которые они надеются решить с помощью социальных инструментов.
Некоторые стараются использовать социальные стратегии для
совершенствования существующих процессов, продуктов и услуг. И это
нормально. Однако если на выходе будет только совсем небольшое локальное
улучшение, руководство будет делать все возможное, чтобы как-то
оправдать вложенные средства, и вам это может не понравиться.
Социальные инструменты могут быть намного полезнее в сфере поиска новых идей, открытий и инноваций. В обзоре для ресурса Sloan Management
Оуэн Велан, Сальваторе Периз, Яспер де Фальк и Рик Алберс показывают,
что социальные сети - это отличный способ задействовать «разведчиков
идей». Работа таких специалистов заключается в выявлении оригинальных
идей (к которым относятся и те знания, что уже давно существуют, но не
были раньше обнаружены) внутри или даже за пределами компании и доставке
их «правильным» людям, умеющим использовать их максимально эффективно.
В основу исследования легло изучение методов внедрения
инноваций в Procter & Gamble, Cisco Systems, Genzyme, General
Electric и Intel. Секрет корпораций заключался в создании роли, которую
они сами называли «передатчик идей». «Передатчики идей» берут
обнаруженные «разведчиками» знания и доносят их до нужного, наиболее
подходящего эксперта внутри компании, который в итоге помогает компании
с внедрением инноваций.
Авторы исследования обращают внимание
читателей, что «большинство компаний терпит неудачу на этом поприще,
так как пренебрегает обеспечением «транспортировки» идей извне до
людей, способных максимально эффективно применять знания в интересах
компании». Вот где прорывной потенциал социальных сетей может помочь
компаниям совершенствоваться: в сфере поиска и выбора новых идей,
которые могли быть недооценены ранее.
Создавая
узкоспециализированную социальную сеть, объединяющую «разведчиков»,
«передатчиков» и экспертов, реально создать динамичную среду для
решения бизнес-проблем. Подобная гибкая сеть способна производить на
свет высококачественные идеи с гораздо большей скоростью, чем
корпоративные сети, открытые для всех сотрудники компании. Однако
подобные корпоративные интранеты изначально предназначены для
органищаций, у которых есть высокая потребность в радикальных
инновациях, а не просто в полировке существующих процессов. Такая
стратегия нужна далеко не всем.
Как мы видим, компании очень
часто идут по ошибочному пути, это касается и внедрения и использования
социальных технологий. В результате ожидания не оправдываются, а сама
организация получает негативный опыт работы с социальными медиа. Однако
это не значит, что компании не должны экспериментировать с новыми
способами совместной работы и генерации идей. Нужно стараться извлекать
уроки из чужих ошибок и заранее продумывать концепцию и ставить
реальные, а не надуманные цели. Постоянно оценивайте результаты своей
работы, занимайтесь корпоративной культурой, применяйте новые
технологии там, где они будут максимально эффективны – и вы получите
именно то, о чем неоднократно читали в статьях про Social Business.
Мария Сысойкина, "Внутренние коммуникации"